Разработка и проведение имитационно-ролевой игры по воспитанию коллективного экологического сознания (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра)
Для разработки Окружной сетевой имитационно-ролевой игры по воспитанию коллективного экологического сознания были привлечены специалисты РМОЭД «Третья планета от Солнца», Департамента экологии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:
- Вязов Евгений Викторович – председатель РМОЭД «Третья планета от Солнца»;
- Вязова Татьяна Владимировна – заместитель председателя РМОЭД «Третья планета от Солнца»;
- Базарбаева Елена Юсуповна – тренер РМОЭД «Третья планета от Солнца;
- Скловская Елена Евгеньевна – тренер РМОЭД «Третья планета от Солнца»;
- Гришина Надежда Евгеньевна – тренер РМОЭД «Третья планета от Солнца»;
- Гах Мария Александровна – главный специалист Департамента экологии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Цель игры: содействие формированию глобального экологического мышления и глобальной экологической ответственности.
Задачи:
- знакомство участников с основами политических, экономических, социальных, экологических процессов, происходящих внутри государства и процессами межгосударственного сотрудничества, осознание сложности таких процессов;
- формирование культуры деловых взаимоотношений и ответственного решения;
- совершенствование умения работы и взаимоотношений в глобальной сети Интернет, развитие взаимодействия в социальных сетях, умения работы с сайтами;
- развитие творческих способностей подростков и молодежи, создание условий для самореализации.
Участниками игры являлись команды из 5 человек – учащиеся 10-11 классов средних и средне-специальных образовательных учреждений, а также студенты 1-2 курса высших учебных заведений, представители общественных объединений, осуществляющих свою деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Возраст участников от 15 до 19 лет включительно.
Было проведено 6 мозговых штурмов и 2 деловые игры по организации мероприятия, собраны предложения по наполнению игры в рамках Международного молодежного экологического форума «Одна планета – одно будущее», в тематической группе социальной сети «Вконтакте».
В ходе мозговых штурмов было предложено несколько названий игры, в том числе путем голосования подростков Ханты-Мансийского автономного округа Югры, активно участвующих в экологическом движении округа было определено название «Глобальный вопрос».
Первый этап игры (апробационный) прошел в рамках Международного молодежного экологического форума «Одна планета – одно будущее!», который прошел в г. Ханты-Мансийске 21-25 мая 2013 года.
Имитационно-ролевая игра «Глобальный вопрос», включающая политический, экономический и социально-экологический блоки. Деятельность подростков в игре заключалась в поиске методов функционирования государства и межгосударственного сотрудничества.
Политический блок игры «Глобальный вопрос» заключался в выборе высшего руководства виртуальных стран, разработка собственных предвыборных программ, их защита и участие в дебатах, на основании последних жители стран самостоятельно определяли к какому политику идти в команду.
Экономический блок включал деятельность подростков в разработке экономических стратегий виртуальных стран, взаимодействию с другими «государствами» в экономической сфере, действиям на бирже по продаже и покупке ресурсов, товаров, обеспечение занятости населения собственных стран.
В социально-экологическом блоке ребятам предстояло разработать и защитить собственные социально-экологические проекты с учетом политических и экономических условий, определить основные социальные и экологические проблемы, предложить решения этих проблем.
В каждом из блоков за всеми действиями подростков наблюдали 6 экспертов, которые выставляли баллы, которые определяли рейтинг виртуальной страны ежедневно.
Окружная игра «Глобальный вопрос» была проведена в сетевом режиме – с использованием современных возможностей Глобальной сети Интернет. Для организации и проведения игры было разработано Положение.
Была произведена рассылка информационных писем и Положения по адресам экологических объединений Югры, информация размещена на информационных сайтах www.ypem.ru, www.югра-эко.рф, www.ecougra.ru, www.югражданин.рф. Положение разослано в Департамент экологии автономного округа, Департамент образования и науки автономного округа, в органы управления образования всех 22 муниципальных образований автономного округа.
Каждая команда подготовила презентацию своей виртуальной страны и ее руководства (приведены в электронном виде).
Игра проводилась по 5 направлениям:
- политическое – разработка приоритетов в различных областях жизнедеятельности государства, умение быстро и грамотно принимать решения и нести за них ответственность, умение договариваться;
- экономическое – умение грамотно расходовать ресурсы для обеспечения экономической безопасности государства, умение прогнозировать экономические результаты, знание правил ведения хозяйства государства;
- экологическое – умение рационально использовать ресурсы, прогнозировать экологические последствия для государства и на межгосударственном уровне, понимание принципов устойчивого развития;
- социальное – знание основ социальной работы с населением государства, умение разрабатывать социальные проекты, умение прогнозировать последствия деятельности государства для граждан;
- культурологическое – понимание культурных процессов в обществе, ее важности, умение анализировать культуру региона и страны, знание основ творчества.
Для проведения игры в Социальной сети «Вконтакте» была создана закрытая группа vk.com/globalquestion, в которую могли вступить только участники, подавшие заявки на участие. Кроме этого, в программе Skype была создана конференция с участием глав виртуальных государств.
Для игры были сформированы:
- Организация объединенных наций – члены ООН будут отслеживать эффективность решений правительств стран, определять необходимость личного вмешательства в дела государства, определять рейтинг государств. В состав ООН входят по одному представителю от каждой команды.
- Центральная биржа – только через нее можно будет оформлять сделки, приобретать или продавать ресурсы. В состав Биржи входят организаторы.
- Институт креативности – оценивает творчество команд, нестандартность принятых решений. В состав института входят организаторы.
По каждому направлению игры участникам команд предоставлялись задания.
Так в политическом направлении было необходимо сформулировать приоритеты деятельности виртуального правительства, разработать систему развития страны, записать видеообращение к жителям виртуальной страны.
В экологическом направлении было необходимо сформулировать план действий при экологической катастрофе природного и техногенного характера, определить перспективы перехода страны к устойчивому развитию.
В социальном направлении учитывались результаты работы на Бирже, условия перехода к устойчивому развитию, умение работать в команде.
В культурологическим направлении учитывались творческий подход к выполнению заданий, решение головоломок, необходимо было определить механизмы формирования толерантности среди граждан виртуальной страны, разработать экологическую газету, разработать презентацию столицы своего государства (своего населенного пункта) с точки зрения развития эколого-этнографического туризма.
Самым объемным блоком игры стала работа на Бирже. Каждой стране были выданы Ресурсные карты (т.е. те ресурсы, которыми владеет государство). В ходе игры прошло 7 игровых лет, за которые государства должны были укрепить свои экономические позиции путем покупки/продажи ресурсов, промышленных и социальных объектов.
Каждое задание оценивалось экспертным советом (из состава организаторов игры, а также представителей самих команд, входящих в ООН) и формировался ежедневный рейтинг виртуальных государств.
Победители игры получили Дипломы 1, 2, 3 степени и будут приглашены для участия в российском этапе игры. Остальные участники получили Сертификаты участников.