Slideshow Image 1

Проект «Ресурсосбережение. Выбирая будущее…», г. Омск

Современные проблемы не могут быть решены,
если мы будем мыслить так же,
как мы мыслили, когда их создавали.

Альберт Эйнштейн

    Проект «Ресурсосбережение. Выбирая будущее…» нацелен на повышение уровня информированности населения города Омска и области в вопросах эффективного использования ресурсов (воды, энергии, тепла) в быту. В проекте принимают участие представители общественных экологических объединений, обучающиеся и педагоги образовательных учреждений совместно с которыми реализуется марафон по ресурсосбережению, включающий:
  • конкурсную программу;
  • экологический обучающий спектакль;
  • экологический сбор на тему: «Есть такая наука - ресурсосбережение»;
  • обучающий фильм по ресурсосбережению;
  • серию интенсивов с педагогами образовательных учреждений по разработке уроков, включающих вопросы ресурсосбережения;
  • экскурсии на МУП «Водоканал», ТЭЦ города Омска для знакомства с технологическими особенностями работы предприятий.
    Реализация проекта позволит подготовить волонтёров для продолжения работы на базах образовательных учреждений, укрепить старые и создать новые связи, найти партнёров, занимающихся вопросами ресурсосбережения.
    Ресурсосбережение - это образ мышления. Человек, живущий по законам ресурсосбережения, видящий ситуацию на всех уровнях, от законодательного и экономического до бытового и мировоззренческого, открывает для себя неведомые ранее возможности. Обретение их гармонизирует жизнь, приносит радость и способствует сохранению природы.
    Основная идея программы устойчивого развития, которая была принята на конференции ООН, состоит в том, что на всех уровнях социального общества – межгосударственном, государственном, местном, индивидуальном – должны быть приняты срочные меры по предотвращению экологической катастрофы. То есть каждый из нас должен осознать свою ответственность за будущее города, страны, планеты.
    На территории Омской области проводятся мероприятия по ресурсосбережению, но в основном эти преобразования затрагивают промышленность и сферу жилищно-коммунального хозяйства. По данным доклада Правительства Омской области «О состоянии и об охране окружающей среды Омской области», начиная с 2006 года, в промышленности потребность в воде на 95 % обеспечивается за счёт систем оборотного и повторного водоснабжения. Что касается энергоресурсов – реконструкция котельных, газификация, внедрение энергосберегающих технологий, внедрение собственного возобновляемого топлива. Но Омский регион растёт и развивается, появляются новые мелкие и крупные предприятия, увеличиваются объёмы многоэтажного и малоэтажного строительства, ведётся уплотнение жилищного фонда и, соответственно, увеличиваются расходы энергии, тепла, воды.
    Общественная организация решила провести ряд мероприятий по ресурсосбережению, направленных на обучение подрастающего поколения, населения города Омска и области способам экономии ресурсов в быту. Важно не только дать детям знания о ресурсах, их происхождении и взаимосвязи с окружающей средой, но и создать мотивацию для сбережения ресурсов, воспитать навыки экологически устойчивого и безопасного стиля, вовлечь их в полезную деятельность по ресурсосбережению, так как сегодняшние школьники завтра станут специалистами, принимающими решения. Особенно важно показать возможность личных действий каждого человека, которые могут привести к экономии ресурсов.
Эффективное использование ресурсов – ключ к успешному решению экологической проблемы!

    Все запланированные мероприятия в рамках проекта проведены в полном объёме.

    Проект «Ресурсосбережение. Выбирая будущее…» нацелен на повышение уровня информированности населения города Омска в вопросах эффективного использования ресурсов (воды, энергии, тепла) в быту.
    16 сентября на базе МОУ ДОД «Детский Эколого-биологический Центр» состоялся информационный семинар «Ресурсосбережение. Выбирая будущее… в рамках одноименного проекта с целью его презентации, представления опыта работы по ресурсосбережению на территории города Омска.
    В работе семинара приняли участие 41 представитель из 13 учреждений города Омска: ОмГПУ, МОУ СОШ №№3, 51, 60, 61, 71, 73, 106, 107, 122, 141, МОУ Гимназии №№ 43, 147, МОУ ДОД «Детский Эколого-биологический Центр».
    Ведущая семинара: Серебрянникова Г.А., руководитель проекта. На семинаре представлен проект, программа экологического марафона, положение конкурсной программы по ресурсосбережению, презентация информационных материалов.
    Во второй части семинара Голованова Е.В., к.б.н., ОмГПУ, поделилась опытом работы по ресурсосбережению с педагогами и учащимися в рамках городского проекта «От экологического образования к образованию для устойчивого развития», провела с участниками семинара тренинг по экономии энергии и воды. Участники внесли предложения по снижению энергопотерь в своих образовательных учреждениях.
    В конце семинара собраны заявки на обучающий спектакль, экологический сбор, интенсивы для педагогов.

    В сентябре разработаны и изданы информационные материалы: листовка «Ресурсосбережение. Выбирая будущее…», методическое пособие «Необычный сон».
    7, 12, 28 октября, 19, 20, 23, 25 ноября проведены интенсивы по ресурсосбережению на базе Детского ЭкоЦентра. Ведущая интенсивов – Новицкая З.А.. На интенсивах присутствовали 38 человек: педагоги  из МОУ СОШ № 3, 51, 60, 73, 127, 141, МОУ «Гимназия № 43», д/с № 87, педагоги дополнительного образования Детского ЭкоЦентра, руководители экологических дружин, представители общественных организаций МАНЭБ, ОРМОО «Экологическая вахта Сибири», Администрации Омского района (приложение № 2). Педагоги познакомились с основными требованиями к проектной работе, формами проектной деятельности в рамках ресурсосбережения, с топливно-энергетическим комплексом, выявили положительные и отрицательные стороны. Участникам интенсивов предложен список рекомендаций по экономии воды, тепла, электроэнергии.

    С 5 по 7 ноября 2009 года на базе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский эколого-биологический Центр» прошел сбор лидеров общественных экологических организация «Есть такая наука – ресурсосбережение».
    Цель сбора: мотивировать участников сбора на бережное отношение к природным ресурсам.
    Задачи:
  1. Познакомить и сплотить участников сбора.
  2. Информировать участников сбора о проблемах, ресурсов (энергия, вода, тепло, газ).
  3. Научить участников сбора рационально использовать ресурсы.
    В мероприятии приняло участие 30 представителей из 15 образовательных учреждений города: МОУ СОШ № 3, 6, 16, 45, 58, 60, 62, 71, 77, 79, 104, 122, 137, 162, МОУ «Гимназии № 147» (приложение № 3). Сбор провела – Гуселетова Евгения Федоровна, педагог-организатор Детского ЭкоЦентра.

    5 ноября 2009 года прошло открытие сбора, ребята познакомились с программой (приложение № 4). Первый день сбора посвящен ресурсу электроэнергии. В течение первой половины дня проходили игры на знакомство, на сплочение коллектива: «Снежный ком», «Собраться в группы по именам и хором прокричать свое имя», «Девочки-мальчики», «Рассказать о себе в трех словах», «Газетка», «Построиться по именам в алфавитном порядке».
    Ребята прослушали водную лекцию об экологической обстановке и состоянии ресурсных запасов на планете. Проводилось коллективно – творческое дело «Охотники за энергией». Каждая команды вырезала из газет 3 вида энергии: движения, света и тепла. Затем эти картинки наклеивались на плакаты. В конце КТД ребята представляли свои плакаты и давали определение энергии. Лучшие участники отмечены эмблемами сбора. КТД «Жить по-хозяйски» направлено на экономное использование ресурсов. КТД «Сбережем киловаттик» по сбережению электроэнергии. Итоги первого дня сбора проводились с помощью игры «Слухи».

    Второй день сбора посвящен ресурсу воды. Проведена экскурсия на ОАО «ОмскВодоканал». Экскурсия началась с посещения очистных сооружений Ленинского района, где технолог цеха ЛОВС Якуничкина В.Г. рассказала и показала на схеме процесс очищения воды, которая поступает в город. Ведущий специалист по связям с общественностью Козлов В.Г. провел экскурсию по очистным сооружениям. Второй этап экскурсии проходил на ОАО «ОмскВодоканал», где заведующая бюро научно-технической информации Скрипель Е.А., прочитала лекцию по истории возникновения водоканала в г. Омске, а затем провела для ребят увлекательную викторину. Ребята активно участвовали, показали свои знания, проявили смекалку и находчивость.
    После экскурсии ребята играли в игру «Квадрат», которая нацелена на сохранение водных ресурсов. Итоги подводили за круглым столом.
    Третий день сбора начался с игр на сплочение: «Поздороваться за руку с максимальным количеством людей», «Угадай с пяти раз», «Угадай ресурс», «Слепая гусеница», «Напиши стихотворение», ребятам очень понравилось изображать различных животных и угадывать, какие ресурсы написаны у них на спине.  
    Проводился мозговой штурм, где предложено придумать мероприятия по  сохранению ресурсов. На КТД «Патентное бюро» каждая команда изобретала ресурсосберегающие приборы. В заключение дня проведен круглый стол, на котором дети поделились впечатлениями, рассказали о том, что нового узнали, чему научились. Высказали свои предложения по тому, как они будут в дальнейшем помогать сберегать ресурсы в нашей области, проведут мероприятия на базе своих учебных учреждений с целью привлечения своих сверстников к ресурсосбережению.
    На протяжении трех дней поставленная проблема рассматривалась в рамках квартиры, города и страны. Для достижения поставленных целей использовались интеллектуальные задания разных уровней сложности и игровые программы. В течение сборов ребята проявили интерес к выбранной теме, свою активность, показали творческие и интеллектуальные способности.
    С 6 октября по 14 ноября проводился городской открытый конкурс «Ресурсосбережение» с целью повышения уровня информированности населения города Омска в вопросах эффективного использования ресурсов (воды, энергии, тепла) в быту.
    Учредителями Конкурса являются:
  • Администрация города Омска;
  • Департамент образования Администрации города Омска;
  • МОУ ДОД «Детский Эколого-биологический Центр»;
  • Детско-юношеская общественная организация «Экологический Центр».
    Конкурс «Ресурсосбережение» включал в себя три номинации: Конкурс плаката «Сохраним природу - сохраним планету»; Конкурс рекламы «Экономия ресурсов в наших руках»; Конкурс проекта «Ресурсосбережение - ключ к успешному решению экологических проблем».
    В Конкурсе принимали участие 200 обучающихся образовательных учреждений всех типов и видов в возрасте от 8 до 17 лет из 24 учреждений города.

Конкурс плаката «Сохраним природу - сохраним планету»
    В данном конкурсе приняло участие 118 обучающихся из 18 учреждений. Конкурсные работы отбирало жюри, в состав которого вошли художники: Парахина В.К.,  Титова С.В.
    В результате отборочного тура жюри определило 6 лучших работ, авторы которых награждены грамотами лауреатов данного конкурса и ценными подарками.
    Все работы соответствовали тематики конкурса, о том, что необходимо беречь газ, воду, электричество, что без данных ресурсов погибнет не только человечество, но и планета.

Конкурс рекламы «Экономия ресурсов в наших руках»
    Мультимедийная реклама отражала главную идею экономии ресурсов в быту.
    В конкурсе приняло участие 42 обучающихся из 8 учреждений города.
    Конкурсные работы отбирало жюри, в состав которого вошли: кандидат медицинских наук Мордвинов А.Г, кандидат физико-математических наук Соловьев А.А.
    В результате отборочного тура жюри определило 6 лучших работ, авторы которых награждены грамотами лауреатов данного конкурса и ценными подарками.
    В своих работах участники отобразили проблемы экологии в использовании ресурсов,  привели статистические данные. Использовали лозунги, которые призывали к экономному использованию ресурсов.

Конкурс проекта «Ресурсосбережение - ключ к успешному решению экологических проблем»
    В данном конкурсе приняло участие 40 обучающихся из 10 учреждений города. Конкурсные работы отбирало жюри, в состав которого вошли: кандидат педагогических наук ОмГПУ Полещук П.В., кандидат биологических наук ОмГПУ Голованова Е.В.
    В результате отборочного тура жюри определило 11 лучших работ, авторы которых награждены грамотами лауреатов данного конкурса и ценными подарками.

    В проектах рассматривались такие темы, как использовать воду в домашних условиях, какими способами экономить электроэнергию, различные ресурсосберегающие технологии.
    14 ноября 15.00 в актовом зале Омское отделение Союза театральных деятелей РФ «Дом актера» состоялось награждение лауреатов конкурса.
    В закрытии конкурса «Ресурсосбережение» приняло участие 112 человек из МОУ СОШ № 3, 6, 16, 32;58, 122, 162, 17, , 43, 79, 83, 104, 142, МОУ Лицей № 25, МОУ Гимназия № 147, МОУ ДОД «Детский ЭкоЦентр».

    Победителем конкурса вручали награды:
  • Заместитель директора департамента образования Администрации город Омска - Рыжковский Олег Николаевич
  • Профессор ОТИИ, к.ф/м.н., Председатель Омского отделения МАНЭБ - Соловьев  Анатолий Алексеевич
  • Заместитель директора ООО «Омсквторсырье» - Щербина Зинаида Сергеевна
  • Гость мероприятия - Валитов Ринат Рашитович, советник отдела по взаимодействию с правоохранительными, военными и природоохранными органами управления общественной безопасности Администрации города Омска, к.тех.н., доцент.
    В закрытие конкурса приняли участие:
  • Дом детского творчества «Созвездие», руководитель Криживецкая Олеся Владимировна.  Спортивная аэробика.
  • Кружок театральное творчество с элементами экологии Детского ЭкоЦентра. Руководитель Должина Ю.О. Песня «Знаешь ли ты»
  • Студия «ГРАЦИЯ» Руско-Полянский «Дом детского творчества». Руководитель Пронина Юлия Михайловна. Танцевальные композиции: «Вальс» и «Гадалка»
    Проведены 2 экскурсии на ОАО «ОмскВодоканал»: для педагогов и учащихся муниципальных образовательных учреждений. Всего участвовало 64 человека. Экскурсию проводили Козлов В.Г., ведущий специалист по связям с общественностью, и его коллеги. Во время экскурсии  состоялась презентация о технологическом процессе очистки воды в Главном здании предприятия, затем педагоги побывали в с. Николаевка на канализационных очистных сооружениях: в лабораториях, где исследуют воду, на площадках, где идет сложный технологический процесс.

    Съемку проводил по всему ходу экскурсии ГТРК «Омск». Передача в эфир вышла 7 ноября в передаче «Центральная магистраль».

    В течение ноября проведены обучающие спектакли «Необычный сон» в МОУ СОШ № 3, 51, 60, 73, 89, 127, 141, МОУ «Гимназия № 43».
    Цель спектакля: повысить уровень осведомленности детей об опасностях, грозящих окружающей среде; мотивировать участников спектакля на бережное отношение к природным ресурсам, познакомить их с проблемой расходования воды и энергии; повлиять на отношение к их использованию.
    По ходу спектакля детям рассказывается о том, какой путь очистки проходит вода до и после ее использования, что необходимо делать для того, чтобы сберечь электроэнергию, а полученные знания закрепляются играми. Например: работа с утверждениями, которые нужно расставить по порядку, сочинение стихов на тему ресурсосбережения, составление лозунгов и другие.

    27 ноября в 15.00 часов на базе МОУ ДОД «Детский Эколого-биологический Центр» состоялся круглый стол по итогам работы в рамках проекта «Ресурсосбережение. Выбирая будущее….».
    Ведущая круглого стола - Серебрянникова Галина Александровна, зам. председателя Детско-юношеской общественной организации «Экологический Центр», руководитель проекта.
    Присутствовали 33 человека: представители Администрации города Омска, ОАО «ОмскВодоканал», общественных организаций, руководители экологических дружин, педагоги муниципальных образовательных учреждений (Приложение № 5).

    В программе круглого стола рассматривались следующие вопросы:
  1. Проведение интенсивов по ресурсосбережению. Винарский Максим Викторович, к.б.н., ОмГПУ
  2. (в прениях выступали педагоги Строкан Ирина Андреевна, МОУ СОШ № 51, Иващенко Екатерина Романовна, МОУ СОШ № 60, Харитонова Ольга Владимировна, МОУ СОШ № 73)
  3. Экскурсия на ОАО «ОмскВодоканал». Козлов Владислав Геннадьевич, ведущий специалист по связям с общественностью, Рейнгард Лидия Михайловна, педагог дополнительного образования Детского ЭкоЦентра.
  4. Сбор лидеров экологического движения «Есть такая наука – ресурсосбережение».  Гуселетова Евгения Федоровна, педагог – организатор Детского ЭкоЦентра
  5. Городской открытый конкурс «Ресурсосбережение». Кравчук Анастасия Викторовна, заведующий орг-массовым отделом
  6. Обучающий спектакль «Необычный сон». Мельникова Людмила Игоревна, педагог-организатор Детского ЭкоЦентра.
  7. Ресурсосбережение – норма жизни. Участники проекта (Шайдурова Мария Сергеевна, Хлюмова Елена Валерьевна, Харитонова Ольга Владимировна и др.)
    Участники круглого стола активно обсудили все мероприятия, проведенные в рамках проекта. Рассказали о том, как сами используют ресурсы дома, на работе, выразили свое отношение к проекту, по каким проблемам современного общества они хотели бы заниматься. Сделано обобщение.
    Предложено:
  1. Продолжить работу по ресурсосбережению.
  2. Провести в январе 2010 года сбор лидеров для образовательных учреждений, активно внедряющих ресурсосбережение.
  3. Продолжить проведение конкурса по ресурсосбережению.
  4. Предложить городским методическим объединениям по биологии и географии провести интегрированные уроки по ресурсосбережению.
  5. Провести серию открытых уроков по ресурсосбережению.
  6. Издать 2 номер сборника «Учимся вместе ресурсосбережению», где отразить открытые уроки и лучшие работы конкурса «Ресурсосбережение».
    Количественные результаты:
  • создана рабочая группа проекта, в которую вошли педагоги дополнительного образования, педагоги - организаторы Детского ЭкоЦентра, ученые ОмГПУ
  • проведен информационный семинар с охватом участников 41 человек;
  • разработано и издано 2 информационных материала (листовка, методическое пособие) с общим тиражом 300 экземпляров;
  • проведена конкурсная программа по ресурсосбережению с охватом участников 312 человек;
  • представлено 7 обучающих спектаклей в МОУ «СОШ №№ 3, 51, 60, 73, 127, 141», МОУ «Гимназия № 43» с охватом участников 640 человек;
  • проведен обучающий трехдневный сбор «Есть такая наука - ресурсосбережение» с охватом участников 30 человек;
  • разработано и проведено 7 интенсивов для педагогов образовательных учреждений,
  • проведено 2 экскурсии на водоканал с охватом участников 64 человек;
  • проведен итоговый круглый стол с охватом участников 33человека;
  • проведено широкое освещение проекта в СМИ: «АКМЭ», ГТРК «Омск», радио «Сибирь», газета «Нос» с аудиторией более 800 тысяч человек;
  • привлечено к сотрудничеству 46 организаций;
  • вовлечено в проект 1290 участников.
    Качественные результаты:
  • информационный семинар «Ресурсосбережение» позволил познакомить участников с проектом, представить проблему, программу марафона, установить новые контакты с образовательными учреждениями, проведен семинар - тренинг по экономии энергии и воды. Участники внесли предложения по снижению энергопотерь в своих образовательных учреждениях;
  • информационные материалы: методическое пособие «Необычный сон», буклет «Ресурсосбережение» позволили познакомить население со способами рационального использования ресурсов в быту, мотивировать их к ресурсосбережению;
  • проведение конкурсной программы позволило информировать подрастающее поколение о ресурсах, акцентировать внимание на проблеме и показать альтернативные источники ресурсов. Но в связи с карантином участников было в два раза меньше, чем планировалось;
  • презентация обучающего спектакля позволила информировать подрастающее поколение об экологических проблемах, связанных с расточительным использованием ресурсов, способах их решения. Учащиеся образовательных учреждений активно участвовали в игровых программах. Выезды с представлением спектакля продолжатся в течение учебного года;
  • обучающий сбор «Есть такая наука – ресурсосбережение» позволил подготовить волонтеров для осуществления дальнейшей деятельности в рамках программы марафона на базах образовательных учреждений. Для достижения поставленных целей использовались интеллектуальные задания разных уровней сложности и игровые программы. В течение сборов ребята проявили интерес к выбранной теме, свою активность, показали творческие и интеллектуальные способности;
  • в рамках интенсивов подготовлены рекомендации по экономии ресурсов, но уроки по теме ресурсосбережение не были разработаны в связи с длительным карантином. Данная работа продолжится в течение учебного года. Уроки будут опубликованы во втором сборнике «Учимся вместе ресурсосбережению»;
  • экскурсии на ОАО «ОмскВодоканал» позволили участникам познакомиться с особенностями работы предприятия, с внедряющимися ресурсосберегательными технологиями на очистных сооружениях;
  • итоговый круглый стол позволил подвести итоги проекта, участники выразили свое отношение к проекту, по каким проблемам современного общества они хотели бы заниматься в дальнейшем, разработали стратегию дальнейших действий;
  • работа со СМИ позволила информировать широкую аудиторию о сути и результатах проекта, донести информацию о необходимости экономии ресурсов.